Волчатников Алексей, 9А класс, гимназия№20, г. Саранск, alexwoltschat@ mail.ru  

Я интересуюсь историей и после того как написал исследование «Немцы при российском императорском дворе» я, поскольку я живу в Мордовии, заинтересовался темой «немцы в Мордовии».
Цели и задачи.
1)Отследить, когда немцы появились в Мордовии и при каких обстоятельствах.
2)Выяснить, сколько в Мордовии было военнопленных-немцев.
3)Установить, как влияют на экономику Мордовии немецкие компании в настоящее время.
Немцы в Мордовии.
Русская фамилия Siemens
Приложение 1. Манифест 1763 года.
Приложение 2. По материалам современных газет
План хода работы
1)Сбор информации в библиотеках Мордовии, в архивах и Интернет-ресурсах
1) И.Д. Воронин. Достопримечательности Мордовии Саранск.1967.
2) Города и села Мордовии. Историко-социологический справочник. Саранск.1977
3) Энциклопедия Мордовии
4)Ресурсы Интернета - материалы сайтов:
www.wolgadeutschen.nm.ru
www.siemens.ru
www.search.cio-world.ru
www.politruk.ru.ru
2)Анализ информации
3)Знакомство с предприятиями, инвестируемыми немецкими компаниями и внесшими значительный вклад в экономику Мордовии
Выводы.
Немцы в Мордовии были хорошими строителями, предпринимателями, земледельцами и землевладельцами. На деньги фон Мекка было построено много зданий. Сотрудничество с немецкими фирмами продолжает оказывать положительное влияние на экономику Мордовии.
Актуальность проблемы.
На протяжении нескольких веков в нашей стране в тесном контакте жили представители разных народов - русские, украинцы, немцы, татары и различных конфессий и религий.
Сейчас в России проживают около миллиона граждан немецкой национальности. Они рассеяны по всей стране среди других народов. И в лучшем случае представители старшего поколения основного населения помнят, что немцы появились у них в связи с войной. Некоторые считают, что немцы имеют прямую связь с германским фашизмом и их сюда (в их район) за что-то выселили. Мне кажется очень важным, чтобы все знали правду о немцах, что немцы такие же достойные своей страны России, как все остальные нации.
Рефлексия и самооценка.
Я сам делал исследовательскую работу и у меня возникали трудности. Например, мне надо было найти про Карла Мекка, я поехал в город Рузаевка, где узнал много нового про него, а заодно и сфотографировал строения, которые были построены на деньги Карла Мекка. Я хочу в дальнейшем с ещё большей степенью раскрыть эту тему.
Я достиг всего из моей программы-минимума, но многого из программы-максимума я ещё должен сделать. У меня на подходе материал про Мердера – учителя будущего Александра II. Я приобрёл много знаний и умений. Я понял, как оформлять исследовательские работы, рефераты, доклады.
Немцы в Мордовии.
Немцы появились в Мордовии после манифеста Екатерины 1763 года, который давал привилегии немцам, приехавших в Россию.
Поволжское ополчение в 1813 году(27 тыс.) штурмовало Дрезден, и из Саксонии в Поволжье переселилось много немцев.
Ещё до манифеста 1763 года в Лифляндию из Силезии переселились фон Мекки. Из рода фон Мекк произошёл Карл Фёдорович фон Мекк. Он первым в их роду занялся железнодорожным строительством, а его сын Николай построил Московско-Казанскую железную дорогу, которая пролегала через Мордовию и почти все железные дороги в Мордовии (кроме узкоколейки Дубравлага).
Н.К. фон Мекк (1863-1929 гг.) стал талантливым продолжателем дела своего отца, одним из крупнейших железнодорожных деятелей России конца ХIХ - начала ХХ вв., видным промышленником дореволюционной России. Не имея специального инженерного образования, Николай на практике овладевает всеми тонкостями нового для себя дела, начав работать в этой области с самых низших ступеней: в депо, конторщиком на Николаевской железной дороге. Он последовательно и целеустремленно прокладывает свой путь в жизни.
С начала 1890-х гг. российское правительство вновь приступило к активному железнодорожному строительству. Инициатором его выступило Министерство финансов во главе с С.Ю.Витте. Для активизации строительства был взят курс на создание крупных железнодорожных монополий на базе тех частных железнодорожных обществ, которые успешно действовали и доказали свою жизнеспособность.
С приходом Николая Карловича фон Мекка к руководству Московско-Казанской компанией в ее истории наступил новый период. С его именем связано вступление компании на путь активного железнодорожного строительства, интенсивного расширения предприятия, превращение ее в одну из семи крупнейших железнодорожных монополий России начала ХХ в. За первые девять лет его управления протяженность Московско-Казанской железной дороги увеличилась в девять раз - с 233 верст до 2,1 тыс. верст . А за 50 лет существования Общества (с 1863 г.) протяженность его линий увеличилась в 13 с лишним раз. Фактически, в Среднем и Нижнем Поволжье была создана новая разветвленная железнодорожная сеть: Рязань - Казань, Рузаевка - Пенза - Сызрань - Батраки, Инза - Симбирск, Тимирязево - Нижний Новгород. Н.К. фон Мекку Общество Казанской железной дороги обязано не только чрезвычайным расширением масштабов предприятия, но и коренным улучшением его технической оснащенности, модернизацией оборудования. Он пригласил в свою компанию талантливых инженеров Нольтейна, Красовского, Белоцерковца. Московско-Казанская железная дорога стала своего рода экспериментальной площадкой по разработке и испытанию новых типов паровозов. В предвоенные годы на ней появились мощные паровозы, созданные по проекту Е.Е.Нольтейна, а также товарные вагоны повышенной грузоподъемности. По инициативе Нольтейна на Казанской дороге появились вагоны-холодильники для перевозки сибирского масла, был построен первый в Москве холодильный склад, оснащенный немецкой фирмой "Борзиг".
Для развития хлебной торговли в районе дороги устроены зернохранилища и громадные механизированные элеваторы в Москве, Коломне, Зарайске и Рязани, а также ряд станционных хлебных амбаров в Пензенской, Казанской, Тамбовской и Симбирской губерниях. В 1913 г. при Московской пассажирской станции построен "Холодный склад" из железобетона, с машинным охлаждением для скоропортящихся продуктов. В том же году началось сооружение на участке от Москвы до Раменского (42 версты) третьего и четвертого путей, приспособленных для движения по ним "электрических трамваев" (электричек). События 1905 г. и возросшая конкуренция заставили Н.К. фон Мекка искать пути привлечения на его предприятия рабочих и служащих. Численность их перед войной достигала 30 тыс. чел. Потребовалось решать и социальные проблемы. По инициативе Николая Карловича была создана потребительская кооперация, которая обеспечивала железнодорожников дешевыми продуктами: мукой, растительным маслом, солью, крупой. В 1913 г. были открыты магазины в Москве, Перово, Голутвино, Рузаевке, Сызрани, Казани, Симбирске, Пензе, Арзамасе, Нижнем Новгороде. На линии Арзамас - Муром курсировал вагон-магазин для железнодорожников. Были построены дешевые многоквартирные дома для железнодорожников. Кроме того, для подготовки железнодорожных кадров были открыты технические училища, телеграфная школа
В годы первой мировой войны Н.К. фон Мекк занимался снабжением армии хлебом. Для этой цели железнодорожные станции были оборудованы дополнительными пакгаузами и амбарами.
Революция круто изменила жизнь "железнодорожного короля". В годы нэпа Николай Карлович занимался вопросами планирования, работал постоянным представителем в Госплане от Наркомата путей сообщения. В 1928 г. Николай Карлович фон Мекк вновь был арестован, когда ОГПУ попыталось сразу после "Шахтинского процесса" создать "дело" о некоей "вредительской" инженерной организации, "объемлющей всю страну". Аресты в Москве захватили работников Наркомата путей сообщения. 2 июня 1929 г. в "Известиях" появилась статья, в которой утверждалось, что фон Мекк "усиленно охранял имущество частных железных дорог и стремился всеми мерами увеличить его в ущерб бывшим казенным железным дорогам". ОГПУ не удалось, однако, обвиняемых "подготовить" к открытому процессу, и они были расстреляны весной 1929 г. Приговоры были вынесены "тройкой" ОГПУ, закрытым порядком. А.Солженицын в своей книге "Архипелаг ГУЛАГ" отмечал стойкость Н.К. фон Мекка и его товарищей, проходивших по этому делу, на следствии. "В пытках ли они погибли или расстреляны - этого мы пока не знаем, - писал он, - но они доказали, что можно сопротивляться и можно устоять…"
На территории Мордовии немало немцев владело землей и сельскохозяйственными предприятиями: Гунтеман в Судосево, Мердер в Анненково, Габбе в Мельцанах и др. Генерал-адъютант Карл Карлович Мердер был воспитателем будущего императора Александра I . Одним из них был Остерман.

ОСТЕРМАН (Ostermann) Андрей Иванович (Генрих Иоганн Фридрих) [30 мая (9 июня) 1686, Бохум, Вестфалия — 20 (31) мая 1747, Березов, ныне поселок Березово Тюменской области], граф, российский государственный деятель, дипломат. Владения Остермана были и на территории Мордовии.
О детстве и юности Остермана почти ничего не известно. Сын лютеранского пастора. Считается, что он учился в университете Йены, откуда, обвиненный в убийстве, бежал, сперва в Эйзенах, а затем в Амстердам. Здесь в 1703 он был впервые принят на русскую службу. Поскольку в это время ему было не более семнадцати лет, очевидно, что глубокого образования Остерман получить не успел, однако он владел немецким, французским, голландским, итальянским и латынью, а впоследствии в совершенстве освоил русский язык. Именно знание иностранных языков стало залогом его успешной карьеры, и в 1708 он стал переводчиком Посольского приказа, служа в Походной канцелярии Петра I. По-видимому, он довольно быстро зарекомендовал себя исполнительным чиновником, отличавшимся ясным умом, четкостью мышления, способностью принимать самостоятельные решения. В общении с окружающими он умел быть гибок, а позднее, занимая высшие государственные посты, проявил себя мастером закулисной политической интриги. В течение многих лет Остерман умел сохранять власть, всякий раз уходя в тень (нередко сказываясь больным) в самые критические моменты. Как дипломат, он умел часами вести переговоры с иностранными представителями, не говоря ни «да», ни «нет» и не отвечая прямо ни на один поставленный вопрос. Политические взгляды Остермана отличались откровенным прагматизмом. По-видимому, он не испытывал патриотических чувств ни по отношению к России, ставшей его второй родиной, ни по отношению к Германии или какой-то другой стране, но он был верным учеником Петра I, в своей практической деятельности всегда ставил на первое место интересы государства. Современники не любили Остермана за его хитрость, изворотливость, двуличность. К тому же в быту он был патологически нечистоплотен и, общение с ним было настоящим испытанием для собеседников.
Первые дипломатические поручения были даны Остерману царем уже в 1710, когда он был послан сперва к польскому королю Августу II, а затем в Пруссию и Данию. В 1711 во время Прутского похода он вместе с П. П. Шафировым участвовал в переговорах с турками, а в 1713-15 выезжал с дипломатическими миссиями в Берлин и Амстердам. В 1717 Остерману было поручено сопровождать Я. В. Брюса на Аландский конгресс, где он фактически играл основную роль. Уже в 1720 он был назначен тайным советником Коллегии иностранных дел, а в 1721 подписал от имени России Ништадтский мир со шведами, после чего был пожалован титулом барона и чином тайного советника.
Остерман также считается основным автором петровской «Табели о рангах».
Расцвет карьеры Остермана пришелся на время после смерти Петра I. В 1725 Екатерина I сделала его вице-канцлером и действительным тайным советником, в 1726 он стал членом Верховного тайного совета. При этом впервые в его ведении оказалась не только внешняя политика, но и дела внутреннего управления: под его началом оказались почты и Комиссия о коммерции. Остерман много сделал для установления регулярного почтового сообщения между важнейшими городами страны, а также для налаживания торговли. По инициативе Комиссии о коммерции был открыт для внешней торговли Архангельский порт, восстановлены торговые связи с Хивой и Бухарой, в 1729 введен в действие первый в России вексельный устав, а в 1734 — новый таможенный тариф. Одновременно с этим время Екатерины I было для Остермана временем торжества его внешнеполитической доктрины, важнейшее место в которой занял заключенный в 1726 союзный договор с Австрией, надолго определивший направленность внешней политики России. В 1727 он был пожалован орденом Андрея Первозванного и назначен обер-гофмейстером великого князя Петра Алексеевича (будущего императора Петра II). После смерти Екатерины I он явился главным организатором заговора против А. Д. Меншикова и, когда тот был сослан, фактически возглавил правительство. Впрочем, он безуспешно боролся за влияние на нового императора с князьями Долгорукими и лишь в последние месяцы его жизни сумел добиться некоторых успехов. Неучастие Остермана в «затейке верховников» 1730 обеспечило ему сохранение могущества и в царствование Анны Иоанновны. Уже по восшествии ее на престол он был возведен в графы, назначен сенатором, а с 1731 был кабинет-министром, причем с 1734, после смерти Г. И. Головкина, стал первым кабинет-министром. На протяжении всего царствования Анны Остерману удавалось успешно балансировать между фаворитом императрицы Э. И. Бироном и другими членами кабинета, фактически руководя не только внешней политикой, но и участвуя в принятии важнейших политических решений. Так, с 1733 он возглавлял военно-морскую комиссию и немало сделал для упорядочения судостроительства. Во время предсмертной болезни Анны Иоанновны и назначения Бирона регентом Остерман сумел остаться в тени, но затем поддержал переворот, возглавленный Б. К. Минихом. После этого он получил чин генерал-адмирала и оставался главным советником Анны Леопольдовны в течение всего ее правления. Остерман был осведомлен о готовящемся против нее новом заговоре и безуспешно пытался убедить правительницу принять превентивные меры.
С воцарением в ноябре 1741 императрицы Елизаветы Петровны Остерман был арестован, предан суду и приговорен к смертной казни. Больного, его на носилках взнесли на эшафот, где был зачитан указ императрицы о замене казни ссылкой в Сибирь. Отправленный в Березов, Остерман прожил там еще несколько лет.
Русская фамилия Siemens
За коротким словом, «Сименс» скрывается целый мир электротехники, за полтора века подаренный человечеству знаменитой фирмой. Трудами семьи Сименсов, их коллег и подчиненных появились первые трамваи и электропоезда, лифты и посудомоечные машины. Привычные бытовые приборы — холодильник, пылесос, мобильный телефон — обязаны им современным дизайном и массой новых функций. Но мало кто знает, что на протяжении полувека Сименсы — по крайней мере, одна их ветвь — были жителями России и много сделали для укрепления промышленной мощи своей второй родины.
(смотри продолжение...)

Hosted by uCoz