Школа открылась первого сентября 1959 г. Первым директором был А.Г. Барнашов. В последующие годы эту функцию выполняли Базлин С.П., Осипов Я.И., Кузьминых В.Г., Горбунова И.Т; в настоящее время - Аюпов Р.К. Гордостью школы является то, что на протяжении многих лет в ней преподавал герой Советского Союза Миронов В.Б. В 1989 г. в школе организованы первые классы художественно-эстетического профиля - хореографический, музыкальный, художественный, а также классы раннего и углубленного изучения иностранных языков. В 1995 г. школа получила новый статус: Муниципальное образовательное учреждение среднего (полного) общего образования «Школа – гимназия № 20». В школе стали создаваться условия для развития личности школьника. Была разработана и реализована модель гуманитарно-художественного образования учащихся. Она была ориентирована на качественное обучение учащихся, овладение двумя европейскими языками, достижение высокой степени гуманитарного мышления и эффективное эстетическое воспитание. Для детей шестилетнего возраста функционировала «Школа раннего развития». Такая форма подготовки дошкольников к школе была введена в нашей гимназии впервые. В школе сложились интересные традиции внеурочной деятельности по иностранному языку. Учащиеся школы гимназии стали участниками научно-исследовательской поездки в Германию. Результатом работы стало присвоение школе–гимназии № 20 звания «Школа года России-1998г». В 2001 г. Муниципальному образовательному учреждению среднего (полного) общего образования «Школа–гимназия № 20» присвоен статус Муниципальное образовательное учреждение «Гимназия № 20» . В жизни гимназии важное место занимает постоянный поиск оптимальных условий развития учащегося как творческой личности. Одним из факторов результативности научно-исследовательской деятельности гимназии стало сотрудничество педагогического коллектива с учеными ВУЗов г. Саранска. С 2001г. научное руководство инновационной деятельностью гимназии начал осуществлять доктор педагогических наук, профессор МГПИ им. М.Е. Евсевьева Якунчев М.А., который рассматривал учебный процесс глазами учителя, наставника педагогов гимназии, многократно встречаясь с родительской общественностью для определения их социального заказа. В гимназии был создан проект «Формирование нравственной культуры школьников в условиях гуманитарной гимназии», разработана модель дидактической системы развития личности в условиях школы и создана концепция и программа развития гимназии. В ноябре 2001 г. по результатам экспертизы Института образовательной политики «Эврика» гимназии присвоен статус Федеральной экспериментальной площадки. Основными направлениями педагогического процесса в гимназии стали гуманитарно-эстетическое, гуманитарно-лингвистическое и гуманитарно-экологическое. Гимназия находится в постоянном профессиональном и творческом поиске, совершенствует стиль педагогического мастерства, реализуя социальный заказ общества.
 
Hosted by uCoz