ПОЛОЖЕНИЕ
об экспериментальной деятельности в МОУ «Гимназии №20» г. Саранск

  1. Общие положения
    1. Необходимость данного Положения вызвана потребностями нормативного регулирования инновационной деятельности педагогов гимназии №20, осуществляемой в статусах Республиканской экспериментальной площадки (с 2004г.) и Федеральной экспериментальной площадки (с 2002 года);
    2. Под экспериментальной деятельностью в гимназии понимается деятельность, основанная на научной методологии и направленная на апробацию новых форм и содержания образования;
    3. Экспериментальная деятельность гимназии №20 в статусе ФЭП направлена на совершенствование образовательного процесса с целью обеспечения условий для:
      • эффективной реализации образовательных потребностей учащихся;
      • обеспечения профессиональной и личностной самореализации педагогов.
    4. Содержанием экспериментальной деятельности является изменение в целях, содержании, формах, способах и средствах обучения, системе управления гимназии;
    5. Экспериментальная деятельность осуществляется в рамках статуса экспериментальной площадки республиканского, федерального и т.п. подчинения, как реализация социально-педагогической инициативы. Авторами инициативы могут выступать отдельные педагоги, родители, администрация, представители общественных и государственных организаций, научно-исследовательские учреждения и ВУЗы. Авторство социально-педагогической инициативы определяется непосредственным участием в ее разработке и практической реализации;
    6. Статус Федеральной экспериментальной площадки присваивается в соответствии с нормативными документами, утвержденными Министерствами образования РМ и РФ;
    7. Содержание образовательной программы определяется как организованное взаимодействие участников образовательной программы. Формы взаимодействия определяются конкретной образовательной программой;
    8. Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя учебный план, набор учебных программ к базисной и вариативной частям учебного плана, набор программ дополнительного образования, методических пособий, указаний, рекомендаций;
    9. Научное руководство осуществляется работниками высших учебных заведений, исследовательских институтов, учреждений повышения квалификации и т.п.;
    10. Мониторинг образовательной программы осуществляется в соответствии с целями и задачами образовательной программы. Содержание мониторинга определяется участниками образовательной программы;
    11. Утверждение образовательной программы осуществляется на Экспертном совете;
    12. Сроки реализации образовательной программы определяются целями и задачами образовательной программы.
  2. Форма экспериментальной деятельности
    1. Формой экспериментальной деятельности в гимназии является образовательный проект ОП;
    2. Образовательный проект - это образ (модель) движения субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве.
    3. Образовательная программа создается для удовлетворения многообразных образовательных потребностей субъектов образовательного процесса:
      • порядок организации образовательного процесса в рамках образовательной программы устанавливается настоящим положением;
      • образовательный процесс осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации, государственным стандартом и Уставом гимназии № 20;
      • особенности организации образовательного процесса в рамках образовательной программы определяется Уставом гимназии и данным Положением;
      • Учащимся, обучающимся по образовательным программам, гарантируется полное образование, соответствующее государственному стандарту; успешно выполнившим стандарты базового образования выдается документ;
      • Содержание образовательной программы включает в себя как обязательный компонент требования государственного стандарта. Вариативный компонент определяется целями, задачами и процессом реализации конкретной образовательной программы;
      • Участие в образовательной программе осуществляется на основе добровольного и сознательного выбора.
  3. Участники образовательной программы
    1. Участником образовательной программы может стать любой субъект образовательного процесса, изъявивший желание самостоятельно определить содержание, цели и задачи своего образования;
    2. Участниками образовательной программы являются:
      • учащиеся, чьи образовательные потребности являются целью реализации образовательной программы;
      • руководитель образовательной программы и учителя, которые своей деятельностью реализуют образовательную программу;
      • родители, которые заказывают (выбирают) образовательную программу и участвуют в формировании ее содержания;
      • администрация гимназии, которая обеспечивает условия для реализации образовательной программы;
      • службы сопровождения учебного процесса (психологическая, валеологическая, медицинская, логопедическая, информационно-аналитический центр) осуществляют мониторинг, анализ и коррекцию осуществления образовательной программы.
    3. Обязанности участников образовательной программы
      • учащиеся обязаны посещать занятия в соответствии с графиком учебного процесса, выполнять учебные программы, установленные для данной образовательной программы;
      • учитель обязан осуществить образовательную деятельность, руководствуясь Законом «Об образовании» РФ, государственным стандартом и Уставом гимназии; осуществлять учебный процесс в соответствии с целями и задачами образовательной программы; повышать квалификацию и педагогическое мастерство;
      • руководитель образовательной программы обязан:
        • участвовать в разработке Положения о соответствующей образовательной программе;
        • вести следующую документацию:
          1. Приказ об открытии (организации, начале работы) данной ОП;
          2. Положение об ОП;
          3. Сама образовательная программа. Структура описания ОП:
            • Название образовательной программы
            • Актуальность ОП, проблематика
            • Цель - пути решения проблемы
            • Гипотеза, ожидаемый результат
            • Задачи, решение которых необходимо
            • Пояснительная записка
            • Структура пояснительной записки:

              1. Участники ОП (описание действующих лиц, которые в этой ОП задействованы);
              2. Время протекания (на сколько времени ОП рассчитана);
              3. Место ОП в системе других ОП (общая схема с пояснениями);
              4. Программа реализации ОП
              5. Результат (какой будет), продукт (чем будет представлен)
          4. Протоколы заседаний, совещаний, малых педсоветов по ОП (какие проблемы там рассматривались)
          5. Программы исследований каждого учителя – участника ОП в рамках ОП;
          6. Отчеты по реализации данных программ;
          7. Анализ деятельности участников ОП за год (по этапам реализации ОП) общий, составленный руководителем;
          8. Учебно-методический комплекс;
          9. Результаты диагностики.
        • Поддерживать связь с научным руководителем (научным консультантом) образовательной программы; участвовать в организации процесса осуществления образовательной программы; дважды в год предоставлять отчеты об осуществлении образовательной программы;
      • родители обязаны содействовать успешному осуществлению образовательной программы; выбрав образовательную программу, финансировать обучение по предметам, не входящим в минимум, определенным Госстандартом;
      • администрация обязана предоставлять организационное, финансовое, нормативное и кадровое обеспечение реализации образовательной программы; информировать родителей, учащихся, учителей о ходе реализации образовательной программы;
    4. Права и обязанности служб сопровождения образовательной программы определяются Положением соответствующих служб
  4. Управление экспериментальной деятельностью
    1. В целях управления экспериментальной деятельностью создается орган управления в составе:
      • руководителей ОП;
      • научных руководителей;
      • представителей администрации;
      • представителей служб сопровождения;
      • Данный орган действует на основании соответствующих  нормативных документов и:
        • Определяет состав педагогов и учащихся – участников эксперимента;
        • Рассматривает предложения руководителей ОП, авторов инициатив и других участников эксперимента по изменениям в организационной структуре и режиме функционирования ОУ;
        • Осуществляет эффективное использование финансовых средств, выделенных на осуществление экспериментальной деятельности.
    2. Экспертиза экспериментальной деятельности осуществляется организациями-учредителями статуса экспериментальной площадки, органами управления образования, родительской общественностью, администрацией гимназии, педагогическим коллективом (педсовет), Экспертным советом гимназии и предметными методическими объединениями. Критерии эффективности образовательной деятельности определяются в соответствии:
      • с требованиями государственного стандарта общего среднего образования;
      • с целью, заявленной в образовательной инициативе;
      • с направлениями экспериментальной деятельности, определяемыми учредителями статуса ФЭП.

    Для осуществления экспертизы создается экспертные комиссии, деятельность которых определяется соответствующими нормативными актами. Участие в экспериментальной деятельности гимназии обеспечивает учащимся полное образование, соответствующее государственному стандарту.
    На основании данной экспертизы экспериментальной деятельности принимается решение либо о предложении экспериментальной деятельности, либо о завершении ее.
    Финансирование экспертизы осуществляется за счет организации, создающей экспертную комиссию.

  5. Прекращение экспериментальной деятельности
    1. Прекращение экспериментальной деятельности в гимназии производится в случае завершения эксперимента, получения негативных результатов, снятия статуса федеральной площадки.
 
   
Hosted by uCoz