|
ПОЛОЖЕНИЕ об экспериментальной деятельности в МОУ «Гимназии №20» г. Саранск
- Общие положения
- Необходимость данного Положения вызвана потребностями нормативного регулирования инновационной деятельности педагогов гимназии №20, осуществляемой в статусах Республиканской экспериментальной площадки (с 2004г.) и Федеральной экспериментальной площадки (с 2002 года);
- Под экспериментальной деятельностью в гимназии понимается деятельность, основанная на научной методологии и направленная на апробацию новых форм и содержания образования;
- Экспериментальная деятельность гимназии №20 в статусе ФЭП направлена на совершенствование образовательного процесса с целью обеспечения условий для:
- эффективной реализации образовательных потребностей учащихся;
- обеспечения профессиональной и личностной самореализации педагогов.
- Содержанием экспериментальной деятельности является изменение в целях, содержании, формах, способах и средствах обучения, системе управления гимназии;
- Экспериментальная деятельность осуществляется в рамках статуса экспериментальной площадки республиканского, федерального и т.п. подчинения, как реализация социально-педагогической инициативы. Авторами инициативы могут выступать отдельные педагоги, родители, администрация, представители общественных и государственных организаций, научно-исследовательские учреждения и ВУЗы. Авторство социально-педагогической инициативы определяется непосредственным участием в ее разработке и практической реализации;
- Статус Федеральной экспериментальной площадки присваивается в соответствии с нормативными документами, утвержденными Министерствами образования РМ и РФ;
- Содержание образовательной программы определяется как организованное взаимодействие участников образовательной программы. Формы взаимодействия определяются конкретной образовательной программой;
- Методическое обеспечение образовательной программы включает в себя учебный план, набор учебных программ к базисной и вариативной частям учебного плана, набор программ дополнительного образования, методических пособий, указаний, рекомендаций;
- Научное руководство осуществляется работниками высших учебных заведений, исследовательских институтов, учреждений повышения квалификации и т.п.;
- Мониторинг образовательной программы осуществляется в соответствии с целями и задачами образовательной программы. Содержание мониторинга определяется участниками образовательной программы;
- Утверждение образовательной программы осуществляется на Экспертном совете;
- Сроки реализации образовательной программы определяются целями и задачами образовательной программы.
- Форма экспериментальной деятельности
- Формой экспериментальной деятельности в гимназии является образовательный проект ОП;
- Образовательный проект - это образ (модель) движения субъектов образовательного процесса в образовательном пространстве.
- Образовательная программа создается для удовлетворения многообразных образовательных потребностей субъектов образовательного процесса:
- порядок организации образовательного процесса в рамках образовательной программы устанавливается настоящим положением;
- образовательный процесс осуществляется в соответствии с Законом «Об образовании» Российской Федерации, государственным стандартом и Уставом гимназии № 20;
- особенности организации образовательного процесса в рамках образовательной программы определяется Уставом гимназии и данным Положением;
- Учащимся, обучающимся по образовательным программам, гарантируется полное образование, соответствующее государственному стандарту; успешно выполнившим стандарты базового образования выдается документ;
- Содержание образовательной программы включает в себя как обязательный компонент требования государственного стандарта. Вариативный компонент определяется целями, задачами и процессом реализации конкретной образовательной программы;
- Участие в образовательной программе осуществляется на основе добровольного и сознательного выбора.
- Участники образовательной программы
- Участником образовательной программы может стать любой субъект образовательного процесса, изъявивший желание самостоятельно определить содержание, цели и задачи своего образования;
- Участниками образовательной программы являются:
- учащиеся, чьи образовательные потребности являются целью реализации образовательной программы;
- руководитель образовательной программы и учителя, которые своей деятельностью реализуют образовательную программу;
- родители, которые заказывают (выбирают) образовательную программу и участвуют в формировании ее содержания;
- администрация гимназии, которая обеспечивает условия для реализации образовательной программы;
- службы сопровождения учебного процесса (психологическая, валеологическая, медицинская, логопедическая, информационно-аналитический центр) осуществляют мониторинг, анализ и коррекцию осуществления образовательной программы.
- Обязанности участников образовательной программы
- учащиеся обязаны посещать занятия в соответствии с графиком учебного процесса, выполнять учебные программы, установленные для данной образовательной программы;
- учитель обязан осуществить образовательную деятельность, руководствуясь Законом «Об образовании» РФ, государственным стандартом и Уставом гимназии; осуществлять учебный процесс в соответствии с целями и задачами образовательной программы; повышать квалификацию и педагогическое мастерство;
- руководитель образовательной программы обязан:
- участвовать в разработке Положения о соответствующей образовательной программе;
- вести следующую документацию:
- Приказ об открытии (организации, начале работы) данной ОП;
- Положение об ОП;
- Сама образовательная программа. Структура описания ОП:
- Протоколы заседаний, совещаний, малых педсоветов по ОП (какие проблемы там рассматривались)
- Программы исследований каждого учителя – участника ОП в рамках ОП;
- Отчеты по реализации данных программ;
- Анализ деятельности участников ОП за год (по этапам реализации ОП) общий, составленный руководителем;
- Учебно-методический комплекс;
- Результаты диагностики.
- Поддерживать связь с научным руководителем (научным консультантом) образовательной программы; участвовать в организации процесса осуществления образовательной программы; дважды в год предоставлять отчеты об осуществлении образовательной программы;
- родители обязаны содействовать успешному осуществлению образовательной программы; выбрав образовательную программу, финансировать обучение по предметам, не входящим в минимум, определенным Госстандартом;
- администрация обязана предоставлять организационное, финансовое, нормативное и кадровое обеспечение реализации образовательной программы; информировать родителей, учащихся, учителей о ходе реализации образовательной программы;
- Права и обязанности служб сопровождения образовательной программы определяются Положением соответствующих служб
- Управление экспериментальной деятельностью
- В целях управления экспериментальной деятельностью создается орган управления в составе:
- руководителей ОП;
- научных руководителей;
- представителей администрации;
- представителей служб сопровождения;
- Данный орган действует на основании соответствующих нормативных документов и:
- Определяет состав педагогов и учащихся – участников эксперимента;
- Рассматривает предложения руководителей ОП, авторов инициатив и других участников эксперимента по изменениям в организационной структуре и режиме функционирования ОУ;
- Осуществляет эффективное использование финансовых средств, выделенных на осуществление экспериментальной деятельности.
- Экспертиза экспериментальной деятельности осуществляется организациями-учредителями статуса экспериментальной площадки, органами управления образования, родительской общественностью, администрацией гимназии, педагогическим коллективом (педсовет), Экспертным советом гимназии и предметными методическими объединениями. Критерии эффективности образовательной деятельности определяются в соответствии:
- с требованиями государственного стандарта общего среднего образования;
- с целью, заявленной в образовательной инициативе;
- с направлениями экспериментальной деятельности, определяемыми учредителями статуса ФЭП.
Для осуществления экспертизы создается экспертные комиссии, деятельность которых определяется соответствующими нормативными актами. Участие в экспериментальной деятельности гимназии обеспечивает учащимся полное образование, соответствующее государственному стандарту.
На основании данной экспертизы экспериментальной деятельности принимается решение либо о предложении экспериментальной деятельности, либо о завершении ее.
Финансирование экспертизы осуществляется за счет организации, создающей экспертную комиссию.
- Прекращение экспериментальной деятельности
- Прекращение экспериментальной деятельности в гимназии производится в случае завершения эксперимента, получения негативных результатов, снятия статуса федеральной площадки.
|
|